Наталья Ивановна Шульженко
Наталья Ивановна попала в волшебный мир художественной вышивки в 1991 году, когда пришла в студию художественной вышивки при Доме Культуры Симферопольского троллейбусного парка. Училась у мастерицы-наставницы Двиняниновой Веры Михайловны, великолепного мастера во всех жанрах картинной вышивки, здесь же Наталья Ивановна получила квалификацию инструктора художественной вышивки.
Первые студийные работы Натальи Ивановны под руководством мастера Двиняниновой В.М.
"Голубые танцовщицы" вышивка Шульженко Н.И по картине Э. Дега
Картина "Грот" Наталья Ивановна рассказывает:
«Свою картину «Грот» я вышила с календаря. Этот понравившийся вид горы Караул-Оба из грота печатался в наших крымских календарях несколько лет подряд. Формат снимков был разный, от самых маленьких календариков, до больших.
Причудливый мыс Караул-Оба (Сторожевая вершина) и сам грот находятся в красивейшем месте, которое называется Новый Свет.
На Караул-Обе были обнаружены стоянки эпохи бронзы и таврское поселение. К северу от вершины сохранились остатки средневековых построек. Археологические находки и само название горы говорят о том, что при генуэзцах и раньше здесь находился наблюдательный пункт, откуда было удобно следить за проходящими мимо судами.
Картина «Грот» - одна из моих любимых работ, была выполнена за три месяца. Вход в грот является воображаемым окном, из которого открывается удивительный морской вид. Посредствам этого приёма переданы линейная и воздушная перспективы».
с поразительным умением вышиты внутренние скалы грота и каменистая насыпь входа в грот.. потрясающее мастерство!
Картина "Лунная ночь в Гурзуфе" была вышита по картине И. Пироженко. Картина вышивалась золотыми нитками. И это еще одно доказательство мастерства.
золотые нитки добавили мягкое золотистое свечение южной ночи Гурзуфа.
Картина "Апрель. Полнолуние" по картине Н. Пироженко выполнена Натальей Ивановной в той же технике что и "Лунная ночь в Гурзуфе"
"Золотая рыбка" картина была вышита Натальей Ивановной в 1999 по обложке к известной сказке А.Пушкина.
интересно, поймала себя на мысли : вот смотрю на картину и невольно улыбаюсь, так она чудесным образом влияет, добрая энергеника.
Натюрморт "Цветы в прозрачной вазе" вышит Натальей Ивановной с коробки конфет! Из воспоминаний Натальи Ивановны :
Вышивание картины начинается с подбора сюжета. Сюжет должен взволновать мастера, вызвать неодолимое желание перенести его на полотно. Однажды я увидела коробку конфет, выпущенную фабрикой «Красный Октябрь» (Москва). Картина на коробке настолько поразила моё воображение, что я немедленно купила её. Жаль, что не был указан автор натюрморта, но была надпись «200 лет Федоскино». (Федоскино – это известная художественная школа в Подмосковье, работающая в технике масляной миниатюрной живописи.) Я написала письмо на фабрику «Красный Октябрь», с просьбой ответить, кто автор картины, но ответа не последовало.
Наши крымские искусствоведы считают, что это картина неизвестного голландского художника XVII века, с которой была сделана копия художником школы Федоскино.
восхищает мастерски выполненная стеклянная ваза и на фоне мраморного стола это просто дух захватывает!
Наталья Ивановна поясняет: "Выполнение вазы из прозрачного стекла с золотой полоской, почти на половину наполненной водой – трудоёмкий и интересный этап работы. Поэтому на протяжении всей работы над натюрмортом возвращалась к отделки деталей, пока стекло и вода не приобрели натуральность.
Жидкость в вазе представляет собой увеличительное стекло, поэтому часть стеблей и листьев, которая находится в воде, кажется крупнее, чем те, которые выше.
отзывы о вышитой картине с выставок:
«Очень была удивлена, что такое искусство имеет место, очень по-мастерски и с творческим подходом. Как жаль, что об этом знают очень немногие. Хотелось бы чаще видеть такие шедевры.
Понравилась картина «Цветы». Надежда Севастополь
«Хотелось бы отметить тонкую работу «Цветы» мастера Н. Шульженко. Тонкость, благородство, изысканность и очень много тёплых слов ассоциируется с данной картиной. Спасибо за достав-ленное удовольствие.»
" Мир. Труд. Май " - этот роскошный букет маков и ромашек Наталья Ивановна вышивала с календаря.
Невозможно отвести глаз от маков, которые добавляют ромашкам хрупкой изящности.
а вы обратили внимание на колоски? какая прелесть!!!
какой хрупкий наклон у маков, а как нежно вышита вся россыпь мелких травинок!
Картина была окончена к III Московской специализированной выставке по вышивке, которая состоялась 19-21 апреля 2013 г.. На эту выставку меня и Татьяну Плотникову пригласили Сергей Смирнов и Татьяна Сланковская – художники-разработчики схем по вышивке гладью «Рисуем иглой».
В дальнейшем картина экспонировалась:
_ 2015 г. – Крымская региональная общественная организация «Центр духовной культуры «Лебедь»», г. Ялта;
_ 2015 г. – выставочный зал Союза художников, г. Ялта;
_ 2016 г. – музей писателя И. С. Шмелёва, г. Алушта;
_ 2017 г. – музей-усадьба А. Н. Бекетова, г. Алушта;
_ 2016, 2017, 2019 г. г. – Крымская республиканская научная библиотека им. И. Я. Франко, г. Симферополь.
Пейзаж "Жаркий полдень" по картине Сатарова закончен в 2018 г..
И еще один удивительный пейзаж : «Ранняя капель»- просто чувствуется, морозец, скрипит снег и потрескивает лед на реке..Наталья Ивановна рассказывает:Основой вышитой картины «Ранняя капель» послужила открытка. Мне предстояло с помощью ниток передать атмосферу последних зимних дней, стремительное приближение весны. Хотя кругом ещё много снега, чувствуется, что пейзаж меняется мгновенно. На полотне необходимо было изобразить многоплановость ландшафта, тающий снег с тёмно-голубыми тенями и тонкие ветки деревьев на фоне неба".
"Сирень" Наталья Ивановна вышивала с открытки по работе художника А. Абрамовой.
Вообще потрясает техника исполнения отдельных цветочков сирени. При вышивании сирени узелки почти не использовала. Здесь применялся шов "петля в прикреп." После выполнения петельки, стежками покрывалось пространство внутри её.
Французские узелки это конечно особая песня. И мастера студии имеют особое мастерство в их исполнении.. какая прелесть!
картина "Ожидание"
Наталья Ивановна рассказывает:
"Свою картину «Ожидание», по репродукции К. Васильева, я начала вышивать в 1993 году. В то время можно было часто увидеть репродукции художника в различных женских журналах.
Работы К. Васильева никого не оставляют равнодушным, в них - поэзия, добро, любовь к человеку. На своих картинах художник изображал также богатырей, воинов, хлебопашцев, верных, преданных и очень красивых женщин. Эту работу я выполнила, имея совсем не большой опыт вышивания картин, но с огромным желанием претворить свою задумку. Благодарю свою наставницу Веру Михайловну Двинянинову, которая помогла мне осуществить мечту в жизнь. После исполнения этой картины у меня появилась уверенность в том, что я смогу справиться с любой по сложности работой. У меня появилось художественное видение, так как научилась рисовать иглой на полотне лицо, изображая лоб, нос, губы, зубы, мочки ушей, брови и волосы со множеством оттенков нитей. Ответственная работа вышить глаза, так как они передают душевное состояние женского образа. Научилась вышивать белок, радужную оболочку, зрачок (блики не получились) и ресницы."
"Выполнялась картина с лица, это основное правило, в случае, если оно не получится, то картину придётся отложить. Лицо изображено прямыми, вертикальными стежками в 1 мм нитями мулине. Начала вышивать лицо со лба, затем перешла к выполнению глаз и так далее.
Кроме того, мне пришлось передать на полотне ночную темноту комнаты, иллюзию оконного стекла, морозных узоров и снега, фактуру деревянной рамы. Особая деталь – горящая свеча, с изображением пламени и фитилька. «Одела» героиню в сиреневую рубашку со складками и «повесила» серьги. "
Начиная с 1995 г. моя вышитая героиня "побывала" в различных выставочных залах, но хотелось бы отметить самый таинственный Бахчисарайский Ханский дворец. Может ей удалось подсмотреть что-нибудь интересное, не видимое нами?
Наталья Ивановна рассказывает историю создания вышитой картины "Ожидание" :
"В 1991 году, когда я начала осваивать вышивку, меня поразила картина «Ожидание» художника К. Васильева, которую выполняли мастерицы под наставничеством Г. К. Масликовой, а у Веры Михайловны Двиняниновой к этому времени было вышито две картины "Ожидание".
На картине «Ожидание» изображена девушка со свечой в руках, смотрящая с надеждой вдаль из замерзшего и заснеженного окна. В этом произведении достаточно наглядно показано, как происходит распределение искусственного света при источнике освещения на близком расстоянии от фигуры. Контрастное освещение четко выделяет форму лица и выявляет рельеф складок одежды. Ярче освещены те поверхности, которые ближе к пламени свечи.
В то время ещё не было ксерокса, увеличивать приходилось по клеточкам или искать художника на выполнение этой дорогостоящей работы. Поэтому мастерицы сами предпочитали выносить контуры на полотно с любой репродукции.
После выполнения двух простых работ у меня появилось желание вышить картину «Ожидание». До этого лиц, я никогда не рисовала, поэтому в перспективе мне надо было сделать заказ художнику на прорисовку контуров картины. Когда я поделилась своей мыслью с опытными мастерицами, они мне сказали, что если я берусь за выполнение такой сложной работы, то от начала и до конца должна сама всё сделать.
Со мной поделились обложкой медицинского журнала, где была изображена в зеленоватых тонах верхняя половина картины без рамы. В дальнейшем мне дали, на время выполнения вышивки, открытку с набора картин художника К. Васильева. В начале на полотно я перевела лицо девушки, без обрамляющей рамы, так как на репродукции её не было. Немного позже «вооружившись» терпением и огромным желанием, за два вечера по клеточкам увеличила вторую половину картины и узор спила древесины на раме.
Первый подготовительный этап работы был выполнен, но не было подходящих нитей мулине для вышивки лица и шёлка для волос. В перестроечные годы не было в магазинах такого ассортимента мулине и шёлка, как сейчас. Не имея опыта в окрасе нитей, пришлось осваивать и это. Окрашивала нити в луковой шелухе и цветах зверобоя, которые придавали нитям нужные золотистые оттенки. Потом закрепляла краску в солевом растворе, чтобы палитра мулине и шёлка была устойчивой к свету.
Выполнялась картина с лица, это основное правило, в случае, если оно не получится, то картину придется отложить. Лицо изображено прямыми, вертикальными стежками в 1 мм нитями мулине. Начала вышивать лицо со лба, затем перешла к выполнению глаз и так далее.
Кроме того, мне пришлось передать на полотне ночную темноту комнаты, иллюзию оконного стекла, морозных узоров и снега, фактуру деревянной рамы. Особая деталь – горящая свеча, с изображением пламени и фитилька. Не забыла также «одеть» героиню в сиреневую рубашку со складками и «повесить» серьги.
Благодарю свою наставницу Веру Михайловну Двинянинову, которая помогла мне претворить мечту в жизнь. После выполнения этой картины у меня появилась уверенность в том, что я смогу выполнить любую по сложности работу. При работе над вышивкой у меня появилось художественное видение, так как научилась рисовать иглой на полотне лицо, изображая лоб, нос, губы, зубы, мочки ушей, брови и волосы применяя различные оттенки нитей. Ответственная работа вышить глаза, так как они передают душевное состояние женского образа. Научилась вышивать белок, радужную оболочку, зрачок и ресницы.
Из Еженедельника Аргументы и факты" № 48 АИФ Татарстан 29.11.2016
Три «Ожидания» К. Васильева
Знаменитая картина Васильева, где девушка смотрит в заснеженное окно…В прежней галерее был представлен один вариант.( Московская Галерея художника, которая после пожара была перевезена в Казань, где Васильев провел почти вс. свою жизнь). Первые два прибыли из Москвы и выставлены в новом музее. По словам Г. Пронина, К.Васильев не раз писал картины в нескольких вариантах, если появлялось новое видение. В разных источниках два другие варианта получили название "Гадание", но если обратиться в музей К.Васильева в Казани, то там мы найдем три варианта картины "Ожидание". (эксклюзивные фото из семьи Н.И.Шульженко)
"Шоколадница " вышивалась Натальей Ивановной по картине художника. Ж. Э. Лиотара
«Шоколадница» - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара.
Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.
Очарование и естественная грация, загадочность и лукавство - всё пленяет в этой девушке, несущей на подносе чашку с ароматным шоколадом.
Странное для той поры имя молодой камеристки - Нандль Балодауф и не менее удивительная её судьба.
ХVIII век в Европе - время тайн и придворных интриг. В юную камеристку влюбляется герцог Дитрихштайн.
Каждый день девушка приносит герцогу чашечку ароматного горячего шоколада, который в те времена считался напитком высшего света. Юный ангел, она приворожила его. Теперь он и дня не может прожить без желанной встречи.
Наталья Ивановна вспоминает :
«Ко времени начала работы над копией картины «Шоколадница» у меня уже был опыт вышивания. К этому времени были вышиты картины «Ожидание», «Сирень», «Голубые танцовщицы» и ряд миниатюр - картин на крымскую тематику.
На картине изображена всего одна женская фигура, но вышить её надо было так, чтобы она привлекла к себе взгляды зрителей.
Перед шоколадницей - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель, будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, осторожно неся поднос.
Все эти особенности старалась передать на полотне.
Необходимо было передать топорщащийся плотный шёлк юбки, не распрямившиеся складки фартука, бархат блузки, прозрачность воротника, нежность шёлкового чепчика и кружевной отделки. Шёлк и бархат вышиты швом «точечный прикреп». Этот приём с помощью точек хорошо подчёркивает фактуру ткани.
Очень трудоёмкой оказалась работа над фартуком, который занимает не малую площадь на картине. На нём располагается множество малых и больших складок. С помощью светлых полутонов ниток мулине необходимо было создать перламутровый тон фартука и его объёмность, соблюдая светотень."
Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые художником был изображен фарфор Европы – Meissen. Старалась передать тончайший фарфор чашки, прозрачность воды в стакане, в котором отражается окно и линия верхнего края небольшого подноса. На нём передано мелкими стежками отражение от чашки и стакана. Вся эта композиция вышита шёлковыми нитями.
С 2002 года моя картина многократно выставлялась в музеях г. Симферополя. Экспонировалась так же в г. Киеве, Бахчисарае, Севастополе, Ялте, Алуште. В одной из крымских газет мою картину назвали «Шёлковой Шоколадницей».
Людмила Обуховская: «Эта картина швейцарца Жана Этьена Лиотара относится к истинным шедеврам живописи. А наша землячка Наталья Шульженко создала свой шедевр, повторив картину Лиотара шёлковыми нитками на ткани. Работа поистине тончайшая. Воспроизведение такое точное, что сразу и не поймёшь, что это всего лишь повторение, уникальная копия. С такой же скрупулёзной точностью воспроизвела Наталья Ивановна «Голубых танцовщиц» одного из крупнейших мастеров пастели французского импрессиониста Эдгара Дега».
Газета «Крымская правда», 11.03.2004 г., "Шёлковая "Шоколадница"", Людмила Обуховская, выставка в Русском культурном центре, г. Симферополь.
Лариса Кириллова: «… Особое место среди её работ занимает вышитая копия картины «Шоколадница» Жана Этьена Лиотара, трёхсотлетие со дня рождения которого отмечается 22 декабря 2002 года.
Картина, вышитая Натальей Ивановной, - результат кропотливого труда. Несколько лет понадобилось ей для того, чтобы выполнить точную, до мельчайших подробностей, копию великого мастера. Лицо шоколадницы, руки, одежда поднос, который она держит, столь притягательны, что их можно рассматривать часами. Так и хочется ощутить под руками тепло бархата блузки и прохладу шёлковой юбки. Ещё не распрямились складки фартука, как будто только что вытянутого из ящика. Картина настолько реальна, что кажется будто вкус шоколада ощущаешь во рту, так и хочется отпить глоток воды из стакана, который стоит на подносе. Трудно представить, что это великолепие создано руками мастерицы с помощью иголки и шёлка разного цвета и оттенков.»
Газета «Южная столица», № 49, (148), 2002 г., "Настоящий праздник", Лариса Кириллова, Дом офицеров, г. Симферополь.
Вышивка Анютки
Я уже упоминала о мастерице крымскотатарской вышивки Юнусовой Хатидже Якубовне на страничке у Сеттаровой Ажире- вышивка золотным шитьем под руководством Хатидже Якубовны. Наталья Ивановна закончила небольшой курс по золотному шитью у Хатидже Юнусовой. У нее набралась маленькая коллекция вышитых сувенирных пасхальных яиц. Прелестные, просто прелестные!!
Вышивка пасхальных яиц- это безусловно один из великолепнейших моментов. Так и хочется поставить их в линейку со знаменитыми яйцами Фаберже. Да. Это такая ювелирная работа, роспись "камешками" и вышивка.. просто потрясающе! Мы живем в такое удивительное время, когда появилось множество материалов. И ниточек тоже. Наталья Ивановна вышила три пасхальных яйца , используя деревянные заготовки высотой 26 см, обтянутые стрейчевым бархатом. Декоративная вышивка обрамлена цветочными узорами из стразов Своровски, пайеток, бисера.
Пасхальные яйца дополняют резные деревянные подставки. Пасхальные изделия выставлялись в православном музее писателя И. С. Шмелёва, г. Алушта, 2016 г., и в Крымской республиканской научной библиотеке им. И. Я. Франко, г. Симферополь, 20017, 2019 г. г..
и еще золотным шитьем был вышит циферблат часов, и клатч с брошкой, и такая прелестная шкатулочка! Вот сколько чудесных и прелестных вещей можно вышить ... просто голова кругом.
Наталья Ивановна вспоминает :"О вышивке золотом я могла только мечтать, но после знакомства с Хатидже Юнусовой на нашей выставке в Этнографическом музее в 2010 году, это стало возможным. Первые навыки по вышивке золотыми нитями я получила в 2011 году, но полный курс обучения прошла в 2014 году, когда Хатидже начала вести занятия в нашей студии. Она нас многому научила, на пример, как сделать клатчи, броши, шкатулки, часы и оформить их золотным шитьём. Знания и навыки мне пригодились в оформнении пасхальных яиц, пользуясь советами Хатидже было не сложно вышивать канителью цветы и украшать их бусинами, бисером, пайетками, камнями Сваровски."
Зарождение шедевра
Наталья Ивановна рассказывает о том, как постепенно в мыслях зарождалась идея оформления цветка гибискуса, над которым она работала в последнее время. Цветок Гибискуса она вышивала из книги «Цветы мира в рисунках лучших художников ХVIII - ХIХ веков» , Москва, ЭКСМО, 2008 г.
Наталья Ивановна рассказывает :"Оформление вышитого цветка гибискуса - полный экспромт. Таня Плотникова привезла мне различные отрезки органзы и капрона. Изначально, я хотела оформить фон с помощью плавных тональных переходов, используя органзу различных оттенков."
" Представляла фон похожий, на фон этой картины. Среди отрезков был капрон с изображением маков и листьев. Пришла мысль вырезать гибискусы из красных пятен капрона, а листья из зелёных. Для листьев также был использован белый капрон, на котором хорошо ложилась пастель. Каждый листик отдельно вырезался, раскрашивался и склеивался между собой. Должно было получиться по пять листиков соединённых вместе. Воображение подсказывало различные варианты листиков, бутонов и цветов ."
" Капрон, на котором выполнялась вышивка был ещё советским. В нём не было блеска и надо было как-то преобразить его качество. Из своих запасов я использовала серебряную парчу без узора, которую натянула на ДВП. Уже на подготовленную парчу наклеивала приготовленные детали. Сверху накладывала вышивку для примерки."
"Сама вышивка - многолетний труд. Книжный идеальный рисунок "требовал" от меня выполнения достойной вышивки."
Этапы вышивки цветка гибискуса
Набор лент, который применялся для вышивания соцветия гибискуса:
1. бордово-фиолетовая;
2. тёмная томатно-красная;
3. тёмно-красная;
4. красная;
5. светло-красная;
6. ярко красная;
7. коралловая;
8. пыльно розовая;
9. бежево-розовая;
10. слоновая кость;
11. нежно-розовая;
12. белая.
В Итоге получилась совершенно потрясающая вышивка с 3D эффектом и цветок гибискуса получил изящную законченность
Этот гибискус цветет в садах крымчан
Гибискус ярко-красный
«Родина – болотистая местность на атлантическом взморье США во Флориде и Джорджии. Изредка выращивается в ботанических садах Европы – зимой в оранжереях, а летом на открытом воздухе.
Гибискус ярко-красный представляет собой вечнозелёный кустарник или маленькое, высотой до 3,5 м дерево, с буроватой, иногда почти чёрной корой на старых побегах. Листья длиной до 15 см, очередные черешковые, глубоко пальчато-рассечённые, пильчатые по краю. Цветки пазушные, одиночные, в окружении линейных прицветников. Чашечка воронковидно-колокольчатая, зелёная, длиной до 3 см. Венчик раздельный, до 10 – 12 см в диаметре, пятилепестковый, красный. Тычиночные нити срастаются в трубку, которая далеко выдаётся из цветка и заключает в себе столбик пестика, увенчанный торчащим над трубкой ветвистым рыльцем. Цветёт растение почти круглый год". (Из книги).
получилась великолепная вышитая картина и красота садового цветка приобрела дополнительную эффектность в вышивке.
Наталья Ивановна, мы желаем вам огромных успехов в вашей замечательной студии!!!
продолжение следует
Отредактировано Molly (2022-08-05 04:13:32)