Значение Света и Тени в вышивке.
Как??? этот вопрос пришел уже сейчас, когда я переделываю тему о значении света и тени. Часть будет скопирована с темы на Капельках, часть уже по свежим моим эмоциям о значении света и тени в художественной вышивке
Когда смотришь на картины художников, которые затронули и вдруг захотелось вышить, вначале даже не обращаешь внимания на тему света в картине, и если так и оставить незамеченным этот момент, то вышивка зачастую получится плоской копией, пусть технически она на высшем уровне.
Пример? Работы художников:
или портрет (здесь я вообще в немом восхищении)
а это уже мое творчество... вдруг начала замечать в саду, насколько живописнее и интереснее видится любое растение в лучах света, а ведь раньше не видела, не замечала.. Увлеченность художественной вышивкой позволила видеть не только в цвете, но В СВЕТЕ
Подборку, которую я предлагаю обсудить, я собирала когда попробовала осознать важность светотени в вышивке. Многое, практически все, о законах света-тени-тонов я не понимала и представляла процесс вышивки как простое заполнение нитками пространства. Оказалось, свет и тени имеют такое же (если не большее) значение в вышивке как и правильно подобранные тона ниток. Нет, конечно я слышала и знала в общем о свете,тенях, их важности и т.д. Но знала как дилетант. Первые проблески и вопросы у меня возникли после прочтения книги Наталии Шульженко "Вышиваем Пейзаж". На форуме книга прошла совсем незамеченной. Хотя я нашла книгу не только супер-полезной но информация в книге заставила искать ответы на вопросы. Считаю, что книга достойна занять центральное место на книжной полке вышивальщицы.
Самый простой пример, с которого предлагают обучение понимания объема на курсах по рисунку- как из цветного круга создать шар, объемный.
а все заключается в секретах правильного нанесения бликов, света и тени на поверхности в зависимости от того, как свет от источника падает на поверхность...
Для меня оказалось легче понять значение света и тени если рассматривать картины или фотографии в сепия.
И в художественной вышивке работы в сепия также позволяют увидеть как меняется объем рисунка при правильном выборе света, тени, а ведь используется только одна тональность ниток
Подтверждение своим мыслям нашла на одном рисовальном сайте, к сожалению не сохранилась ссылка:
«Тема 4. Техника Гризайль
Техника акварельной живописи Гризайль – это работа в одном цвете – чаще всего это коричневый или чёрный цвет. Работа в этой технике учит начинающего художника правильно видеть тон, и прорабатывать светотень. Довольно часто, увлекшись цветом ученик забывает про рисунок, и от этого его работы кажутся «детскими». Работая акварелью в технике гризайль вы приучите себя работая с красками, тщательно следить и за рисунком. Посмотрите работы наших учеников в этой технике.»
Гризайль (фр. grisaille, от gris — серый) – это однотонная, монохромная живопись. У нас в студии она применяется чаще всего в учебных целях. Гризайлью называется однотонная живопись не только черно-белого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и т. п.). Гризайль в коричневых тонах называют - сепия.
Листья в технике гризайль:
или вот это- потрясающий рисунок- все буквально пронизано светом и кажется настолько реалистично живым,
Правильное рисование освещенности в рисунке (вышивке) помогает выявить форму предмета и связь его с окружающей средой.
Мы видим форму предметов в отраженном свете (солнца, лампы, свечи и т.д.). Отражательная способность поверхности зависит от материала предмета. Полированная и глянцевая поверхности отражают свет направленно, а шероховатая и матовая -рассеивают световые лучи во все стороны. Поэтому предметы с гладкой фактурой воспринимаются более ярко, чем шероховатые.
Световые лучи, попадая на различные плоскости предметов, освещают их неодинаково: одни получают больше света, другие — меньше, а третьи — совсем не освещаются. Освещенность формы зависит от того, под каким углом эта плоскость находится по отношению к источнику освещения, а также от расстояния до источника света (чем ярче освещение, тем контрастнее становится переход от света к тени).
Попалась замечательная книга Милы Наумовой «Учимся рисовать карандашом»
В ней важные мысли показаны в хорошо воспринимаемой и понятной дилетанту форме.
Цитата:
«Учить человека рисовать, не развивая его художественное зрение, – занятие бессмысленное. Потому что когда обычный человек смотрит на пейзаж, то он видит улицу, дома, деревья, людей. А когда Художник смотрит на этот пейзаж, то он видит линии и пятна. Если Художник в этот момент рисует карандашом, он видит темные и светлые пятна, если пишет красками, – цветные темные и светлые пятна.
Художник видит линии и пятна, переносит их на холст, а зритель различает на холсте улицы, дома, деревья, людей. Вот такое волшебное превращение, и без него никуда. Если вы желаете научиться рисовать с натуры что угодно, независимо от формы и материала, научитесь видеть не предметы и объекты, а линии и пятна.
Линии и пятна подчиняются общим принципам.
Посмотрите, как делать объемными предметы, размещая правильно светлые и темные пятна: блик, свет, полутона (полутени) и тень (самые темные места). Это общая формула для придания объема любой форме, от шара до лица человека.
И даже не важно, умеете вы штриховать или нет! Главное – правильно найти место для темных и светлых пятен.
Итак, давайте знакомиться с пятнами, которыми рисуют художники.
Называются эти пятна скучным словосочетанием: ГРАДАЦИИ СВЕТОТЕНИ.
С помощью ЛИНИИ я обозначила основную форму предмета – круг. Как же придать этому плоскому кругу объем? Посмотрите внимательно на свой округлый предмет. Найдите на этом предмете самое светлое местечко – самое светлое ПЯТНО, которое словно отражает свет. Нашли? Я тоже нашла и нарисовала его на своем круге.
Познакомьтесь – это БЛИК
Блик – самое светлое пятно на предмете, которое отражает свет. Так, блик нашли. Обозначьте его на рисунке.
Разные поверхности предметов по разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, неполированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т. п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света тени. На некоторых материалах блик может отсутствовать.
Снова посмотрите на ваш предмет. Найдите на нем рядом с бликом светлое пятно.
Познакомьтесь – это СВЕТ .(рис. 13).
рис. 13
Свет – самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначьте его область на рисунке. На разных формах свет тоже будет разной формы и не обязательно круглой, как у меня. Смотрите внимательно на свой предмет.
Следующая зона разбивается на ПОЛУТОНА (рис 14) и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ (рис. 15).
Рис. 14. Полутона
Полутона – это плавный переход от света к собственной тени. Иногда полутона делят еще на полусвет и полутень. То есть это пятно не такое светлое, как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутона и собственную тень на рисунке. Собственная тень – это самое темное место на предмете (рис. 15).
рис 15 собственная тень
Есть еще одно чудо светотени – это РЕФЛЕКС. Рефлекс – это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначила на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной нижней части моего шара.
Нетренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.
Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и вы увидите тень от предмета.
Скорее всего, именно с этой тенью вы давно знакомы, ее полное имя – ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ (рис. 16).
Рис. 16. Падающая тень
Падающая тень тоже может иметь градации тона, то есть в некоторых местах тень светлее, а в некоторых темнее. Ну, вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь, ничего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение в зависимости от формы предмета и материала, из которого он изготовлен.
А теперь давайте повторим все названия градаций светотени (рис. 17).
Рис 17. градации светотени
1 – самое светлое место – это БЛИК. Блик можно не закрашивать, а оставить белым.
2 – вокруг блика будет светлое место – СВЕТ, свет нужно покрыть светлым тоном, легким прикосновением карандаша.
3 – полутона ПОЛУСВЕТ и ПОЛУТЕНЬ, покроем полусвет немного темнее, чем пятно света, а полутень еще немного темнее.
4 – самое темное место на предмете – СОБСТВЕННАЯ ТЕНЬ, так и покрываем ее темнее, чем ПОЛУТЕНЬ.
Остался РЕФЛЕКС, обычно рефлекс светлее собственной тени, примерно как ПОЛУТЕНЬ по темноте. Но бывает рефлекс намного светлее: если материал, из которого сделан предмет, имеет хорошую отражательную способность. Если сказать просто, то чем сильнее блестит предмет, тем ярче на нем будет рефлекс.
Не забываем про падающую тень.
Падающая тень – неотделимая часть от предмета; если совсем не показать тени или показать падающую тень неверно, то рисунок потеряет свой объем и материальность. Иллюзию реальности на листе бумаги как раз чаще всего подчеркивает падающая тень от предмета. Мы живем в таком мире, где «нет тени» означает «нет предмета». Поэтому очень важно правильно нарисовать падающую тень.
Обычно падающая тень темнее возле предмета; отдаляясь от своего хозяина, она светлеет. Что мы и покажем на нашей падающей тени (рис. 18):
4 – самое темное место;
3 – полутень;
2 – светлое место на падающей тени.
Вот вы и узнали ФОРМУЛУ придания объема любому непрозрачному предмету. На предмете другой формы пятна (градации светотени) располагаются в похожем порядке, просто пятна меняют свою форму.
Но если предмет будет хоть немного прозрачный, то в нашей формуле свет «2» и тень «4» меняются местами.
То есть вокруг блика всегда будет темное место, а там, где у непрозрачных предметов обычно самая темная тень, у прозрачных будет свет.
Примерно вот так (см. рис. 18).
Рис. 18. Светотени на прозрачном предмете
Проверим эту формулу на виноградинке (рис. 19).
Рис. 19. Изображение виноградинки
На среднестатистической бутылке все по этой же формуле: вокруг бликов темные места, вокруг темных мест полутона, а в самой тени – светлые пятна, меняется только форма пятен (рис. 20).
Рис. 20. Изображение бутылки
И даже радужная оболочка глаза рисуется по формуле «прозрачных предметов» (рис. 21).
Рис. 21. Изображение глаза
Вот так, всего лишь поменяв тень и свет местами, рисуя любой предмет, вы можете создать иллюзию прозрачности! Надеюсь, вы заметили, принцип и этапы рисования разных предметов были одинаковыми. Это называется общими принципами.
Это и есть те моменты, которые я в своем стремлении научиться вышивать вообще не брала во внимание.
Теперь я стараюсь рассматривать рисунки карандашом, постоянно обращая внимание на свет, тени..Да.. у меня теперь свет и тени просто страсть! и эта страсть сделала мою жизнь намного ярче.
Раньше читала, и слушала в советах, обращать внимание на источник света, с какой стороны он расположен, с какой стороны идет затемнение. И казалось что все понятно. Стоило только окунуться (чуть-чуть) глубже и обнаружился такой невероятный, отдельный мир света и тени. По сути это и есть два главных механизма создания объема. А началось все случайно, слушала аудиокнигу из серии "Время, события, люди" о художниках и там упоминалось, что художник чтобы создать иллюзию света в тени синего плаща ввел в синие тона теплый голубой.
Это настолько поразило, что сразу побежала посмотреть, что это такое. Из моих минимальных познаний о цветах, я считала синие - это холодные тона. И вот отсюда как снежный ком все больше и больше о свете и о тенях.. И все это очень интересно, увлекательно.
Вот как пример, несколько картин, от которых я в восторге.. ага..
мне кажется что свет буквально пронизывает картины. Просто невероятно!
а вот это... это моя Мечта.. вышить птицу так, как есть- пронизанную светом
Есть любимые, которые могу рассматривать и поражаться мастерству
Розы у художницы Maureen Bainbridge - когда в саду свет вот так падает и лепестки и листья вот такие живые - чудо
или вот ирис, невероятно, столько света и тени, от наполовину зашторенного окна у Jeannie Vodden . Меня потрясает сам свет, насколько все пронизано им и в то же время столько теней и полутеней. Обалдеть!!!
но больше всего поражает, как художник умудряется с помощью простого карандаша показать ТАКОЕ количество света! Картина Maria Zeldis "Для мамочки"
и чем больше вижу картин, тем больше трепета перед светом. Надо учиться вышивать свет..
это самый главный шедевр в вышивке, вышить портрет в таком вот количестве тонов одного цвета...рядом картина выполненная углем...и следом - фото Портрет Эйнштейна..сравните и почувствуйте..Это настоящая совершенная вышивка портрета Эйнштейна
Когда осознала важность значения света и тени в картине, даже в реальности стала внимательнее смотреть на их значение. В парке очень приятно осознать, что игра солнечных пятен делает парк более светлым, радостным. И тени бывают такие разные, очень легкие, и совсем уж тяжелые тени, глубокие такие в разных уголках парка. Красиво!!
Вот эта картинка напомнила мне летние прогулки по парку. Столько света!!